МКОУ "Пименовская СОШ имени Героя Советского Союза Печёнкина Е.Н."

 

    Эссе   

«Моя педагогическая философия»

 Я -  учитель.

 Я сижу за столом, хоть уж стало темно,

 Лишь снежинки тихонько стучатся в окно,

 Спит семья мирным сном уж давно за стеной.

 Ровной стопкой тетрадки лежат предо мной...

 Вот ошибки любимых моих сорванцов -

                   Непосед,

                           шалунов,

                                  хитрецов,

                                                 мудрецов…

 Этот слишком уверен,

                                    а этот раним,

 Этот любит,

                    чтобы я говорила лишь с ним.

 Все они непохожи,

                                и в каждом свой мир

 

Своей педагогической философией я считаю слова К. Ушинского: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств,  и разбрасывай семена не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах».

 

  Многие ли могут, оглянувшись  назад,  с теплотой вспомнить о своем детстве и юности? Задумываемся ли мы, учителя, какой след оставляет школа в жизни подрастающего человека? Что вспомнит он по прошествии многих лет? Человеческий мозг не в состоянии сохранять все формулы и постулаты, полученные на уроках, а вот образ школы  он будет хранить долго. В работе учителя я считаю главными три вещи:

 

Во- первых,  воспитаь человека  неравнодушного. Русский язык и литература в дореволюционной школе назывались словесностью. «Вначале было слово…».  Истоки нашего бытия, духовности заложены в предметах, которые я вот уж тридцать лет преподаю. Литература обладает огромной силой воздействия на душу, ум и сердце ребенка. Сопереживая героям, он подключается к активному поиску “своей истины”, приобретает собственные взгляды.  Именно   слово    открывает  ребенку   дверь  в   мир и формирует человека.  Именно в литературе Чернышевский видел «учебник жизни», который передает опыт ушедших поколений.  Вот поэтому на уроках стараюсь побуждать мысль.  Известно, что только те выводы, которые ребенок сделает сам, станут для него самыми важными, поэтому не готовые идеи, а поиск и творчество считаю главными  на уроке. Не могу не согласиться с известным педагогом  Ильиным  в том, что необходима атмосфера сотрудничества и содружества, необходимо строить такой тип отношений учителя с учеником, в основе которого — “доброжелательность,  мудрая простота,  взаимный контакт и интерес». Человека всегда воспитывала только правда, а проводником к ней была и будет любовь педагога к своему предмету и ученику. Своим «неравнодушием» мы зажигаем сердце ребенка.

Во-вторых, необходимо вселить уверенность ребенка в свои силы. Школа многому научила меня:  быть терпимой; понимать, что каждому необходимо быть услышанным, каждому необходимо иметь право допускать ошибки, которые он может допустить (человеку свойственно ошибаться), а учитель должен помочь ему понять, как их исправить. Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их система ценностей и  модель поведения или нет. Важно заметить в ребенке хорошее, развить его, показать это хорошее ему самому. Подарить ему самого себя. Помочь поверить в свои силы. 

 Мне хочется рассказать об одном своем ученике…

 

 Однажды появился в моем шестом классе «новенький». Все просто - он остался на второй год. Не очень благополучная семья, сплошные двойки…

 Он очень старался, но русский язык «давался» ему плохо. Мы с трудом пробирались сквозь дебри орфограмм и пунктограмм, но меня не могла не подкупить в мальчишке одна особенность: на уроке литературы узнал, что Максим Горький стал образованнейшим человеком благодаря книгам, –записался в сельскую библиотеку; прошел классный час о необходимости здорового образа жизни – через неделю сообщает о том, что папа сделал турник и они решили обливаться холодной водой. Вот такое (прямо «по Толстому»!) желание стать «вполне хорошим».

 Он закончил школу, профтехучилище, сейчас работает на заводе;  иногда, нечасто, заходит ко мне.

 

  Однажды появился  сияющий и объявил, что хочет поделиться своим счастьем - рассказать, какое это необыкновенное чудо - держать в руках своего первенца… 

 

  Не поставленные мной когда-то оценки он запомнил, а отношение к нему, уважение к нему, как к личности.  

 

В-третьих, считаю не менее важным разглядеть хрупкий росточек творческого начала, поэтому стараюсь помочь каждому как можно полнее проявить свои способности,  развить самостоятельность,  инициативу, заметить и поощрить любой,  даже самый небольшой успех. Моя  задача -  дать импульс к  самосовершенствованию через развитие творчества . Я где-то читала, что Энштейна в свое время определили как, мягко говоря, не очень способного ученика. Вот такой парадокс! Конечно, в нашей небольшой школе не так много энштейнов, и пусть не все  выпускники окажутся наделены замечательными способностями и талантами, зато, я думаю, многие вспомнят наше содружество и сотворчество на уроках.

 

 Древняя мудрость гласит: «Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение».  Основная моя задача не просто научить, а научить учиться, то есть найти  оптимальный путь получения информации, пробудить в ребенке жажду знаний.

 

      Учитель формирует фундамент и основы  мировоззрения, характер ребенка. Учитель работает на завтрашний день, воспитывая человека будущего…

 

       Где же почерпнуть вдохновение в суете будней, заполненной конспектами и тетрадями, педсоветами и сроками, тестами ЕГЭ, а сегодня и ГИА  , чтобы стать одновременно и наставником, и артистом, и скульптором детских душ?

 Только в любви, в любви к детям!

      Эта любовь проявляется в педагогическом великодушии и благородстве, терпении и бескорыстии, милосердии и требовательности.

 

 Сегодня  я с уверенностью могу сказать, что  благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу.

        Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить в душе ребенка лучшее,  за те минуты, когда победа ребенка стала  моей победой, его радость –  моей радостью…

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

Бесплатный хостинг uCoz