МКОУ "Пименовская СОШ имени Героя Советского Союза Печёнкина Е.Н."
|
Полезные ссылки Иванова Любовь АлександровнаМКОУ "Пименовская СОШ имени Героя Советского Союза Печёнкина Е.Н."Телефон: 8-35-231-58-3-49 E-mail: ivanovalarf@yandex.ru |
Новости
12:11
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатовНаименование темы. «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов». «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов».
Наименование темы. «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов».
Актуальность опыта Федеральные государственные стандарты нового поколения ориентированы не только на предметные, как это было раньше, но и на и личностные результаты. Система работы с использованием карточек с разноуровневыми заданиями позволяет учителю не только добиться усвоения определенной суммы знаний, но и создания комфортной для обучающихся образовательной среды. Научить каждого – вот задача дифференцированного подхода к обучению, направленная на достижение обучающимися результатов, требования к которым заданы стандартом. Решаемая проблема. В условиях малокомплектной школы, где я работаю, в одном классе обучаются дети с разными способностями. Это заставило меня задуматься над следующим вопросом: как построить урок так, чтобы на уроке вовлечь в работу каждого; помочь «слабому»; развить способности «сильных»? Как построить систему повторения, чтобы все успешно сдали экзамен? Средством достижения планируемых результатов стала технология «Уровневая дифференциация на основе обязательных результатов», предполагающая дифференцированные задания разноуровневых карточек. Это система упражнений, выполнение которых помогает глубже и осознаннее усвоить правило и выработать знания, умения, навыки на его основе. При изучении того или иного правила на основе карточек с разноуровневыми заданиями обучающийся не только поймет суть орфограммы, но и научится применять её в конкретной ситуации. Обучение каждого происходит на уровне его возможностей и способностей. Предлагаемая методика ориентирована на развитие всех групп обучающихся, учет особенностей каждого и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований (базового уровня). Кроме того, в решении проблемы есть ещё один важный аспект — успешное овладение орфографическими нормами современного русского языка. Происходит совместная деятельности учителя и обучающегося по проектированию, организации образовательного процесса при обеспечении комфортных условий для учащихся. От урока к уроку проводится дифференциация заданий, апеллирующих к различным уровням развития. Дифференцированный подход не отменяет единства требований к знаниям, умениям и навыкам и позволяет в рамках класса подтянуть отстающих. Сильным обучающимся предлагаются задания повышенной трудности, слабым, т.е. тем, у которых умения и навыки по какой-либо причине (частые болезни или педагогическая запущенность) сформированы непрочно, предлагается выполнить задания, используя опорный материал. При этом исключается неоправданная и нецелесообразная уравниловка детей; у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудным обучающимися, уделять внимание сильным; отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания; реализуется желание сильных обучающихся быстрее продвигаться в образовании; повышается я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; повышается мотивации. Таким образом, предложенная система работы решает следующие проблемы:
Такая работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать. Научная основа опыта. Дифференцированная форма обучения - это особая форма работы на уроке, которая требует постоянного индивидуального подхода к обучающимся. Дифференциация по уровню обучаемости и работа с обучающимися над усвоением единого для всех программного материала по доступной им дифференцированной методике - идея математика В.В.Фирсова, автора технологии «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов». Обоснование авторской идеи Предложенная мной система работы по данной технологии отличается от методики В.В. Фирсова следующим: «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» происходит на основе заданий разноуровневых карточек, построенных на одном дидактическом материале (кроме последнего уровеня). Это, на мой взгляд, имеет свои преимущества:
Технологичность опыта. Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция, и, конечно же, она необходима не только в малокомплектной школе. Необходимость в этом очевидна, ведь обучающиеся в значительной мере отличаются друг от друга. Цель предложенной системы работы - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Действуют личностно-ориентированные принципы:
Деятельностно-ориентированные принципы:
Обучение одного и того же класса происходит на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.
Форма организации самостоятельной деятельности обучающихся состоит в следующем: Объяснение нового материала строится для всех одинаково, то есть всем предоставляется возможность учиться в одинаковых условиях. В процессе работы с разноуровневыми карточками все выполняют общее для всех задание; учитель дает инструктаж к выполнению работы; используются общие приемы руководства действиями обучающихся. Несмотря на то, что обучающиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели прежде всего собственными усилиями. Если же кому-то не удается правильно выполнить задание, при анализе итогов работы в классе обучающийся имеет возможность послушать правильные ответы. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все обучающиеся класса. Важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых в процессе выполнения заданий. Карточки построены на одном дидактическом материале, поэтому каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят. Данная методика помогает эффективно организовать как изучение нового, так и систематическое повторение старого учебного материала; осуществляется деятельностный подход: получение знаний не в готовом виде. В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Она позволяет начинать работу с простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным. В конце работы подводятся итоги. Такая форма обобщения активизирует обучающихся, помогает лучше усвоить программный материал, расширяет лингвистический кругозор, развивает творческие возможности, повышает их общую культуру.
Система карточек с разноуровневыми заданиями позволяет целенаправленное воздействие учителя на обучающегося, в результате которого формируется орфографическая зоркость. Важно, что на первом уровне (УРОВЕНЬ №1) работа обучающегося происходит с опорой на правило и на схемы, при этом запоминание правила происходит индуктивно т. е. после осмысления примеров, формирующих и закрепляющих знание правила, перенося его на подсознательный . Создается орфографическая модель, основанная на собственной деятельности - чтение, осмысление, применение правила (УРОВЕНЬ№ 2) Еще один важный момент - эффект, если можно так сказать, двадцать пятого кадра - многократная повторяемость дидактического материала приводит к непроизвольному запоминанию. УРОВЕНЬ №3 – знакомый текст - своеобразный толчок к воспроизведению правила. Обучающиеся сами группируют и объединяют факты, ориентируясь при этом на таблицу, упрощающую работу на первом уровенье. Постепенно происходит развитие личности. Карточки с разноуровневыми заданиями обеспечивают способность к саморазвитию, самосовершенствованию посредством сознательного потребления нового опыта. УРОВЕНЬ № 4 - для тех, кто хочет и может научиться. Известно, что образная память стимулирует запоминание, поэтому задание к карточкам можно усложнить: предложить выделить орфограммы цветом. Очень важна систематичность в работе, тогда непроизвольное внимание на первом уровенье заменяется осознанными действиями по алгоритму и достигается необходимый результат, так как знания, умения и навыки приобретаются на основе деятельности.
Предполагаются следующие способы усвоения знаний:,
v Нулевой уровень (Понимание) Строго говоря, этот нельзя называть уровнем усвоения учебного материала по обсуждаемой теме. Фактически речь идет о предшествующей подготовке обучающегося, которая дает ему возможность понимать новый для него учебный материал.
v Первый уровень (Узнавание) - это такой , при котором учащийся способен понимать, т.е. осмысленно воспринимать информацию.
Пример карточки «Правописание ь в разных частях речи» Уровень 1. Вставь ь 1) права вельмож__ (Р.п., мн.ч.) 2) ждать невтерпеж__ (нареч. искл.) 3) нельзя пренебреч__ (глагол) 4) мороз трескуч__ (кр.прил.) 5) непроходимая глуш__ (ж.р.) 6) зеленый плющ__ (м.р.) 7) навлеч__ (глагол) подозрения 8) охрана водохранилищ__(Р.п., мн.ч.) 9) распахнуть настеж__ (нареч.) 10) порхающий стриж__ (м.р.) 11) сосредоточ__ся (глагол) 12) обмолоченная рож __ (ж.р.) 13) клеиш__ (глагол) бумагу 14) крик угрожающ__ (кр.прил.)
ВПИШИ В НУЖНУЮ ЯЧЕЙКУ
v Второй уровень (Воспроизведение) - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
Уровень 2. «Правописание ь в разных частях речи» Вставь ь 1) права вельмож__ ; 2) ждать невтерпеж__ ; 3) нельзя пренебреч__ ; 4) мороз трескуч__ ; 5) непроходимая глуш__ ; 6) зеленый плющ__ ; 7) навлеч__ подозрения; 8)охрана водохранилищ__; 9) распахнуть настеж__ ; 10) порхающий стриж__ ; 11) сосредоточ__ся ; 12) обмолоченная рож __ ; 13) клеиш__ бумагу; 14) крик угрожающ__ ;
ВПИШИ В НУЖНУЮ ЯЧЕЙКУ
v Третий уровень (Применение) - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых заданий (по усвоенному ранее образцу)
Уровень 3. «Правописание ь в разных частях речи» Вставь ь 1) права вельмож__ ; 2) ждать невтерпеж__ ; 3) нельзя пренебреч__ ; 4) мороз трескуч__ ; 5) непроходимая глуш__ ; 6) зеленый плющ__ ; 7) навлеч__ подозрения; 8)охрана водохранилищ__; 9) распахнуть настеж__ ; 10) порхающий стриж__ ; 11) сосредоточ__ся ; 12) обмолоченная рож __ ; 13) клеиш__ бумагу; 14) крик угрожающ__ v Четвертый уровень (Творчество) - это такой усвоения информации, при котором обучающийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом обучающийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. Задания повышенной трудности; углубленные сведения по предмету. Объединение грамматики и этимологии предлагается использовать на уровне усвоенного правила.
Уровень 4. «Правописание ь в разных частях речи» Вставь пропущенные буквы. 1) Ветер горяч_, наотмаш_ бьёт по лицу песок из-под к _ лес. 2) Ты жадно смотриш____ вдаль; ты с вышины холма за звездами следиш____. 3) А когда рассядутся старцы, молодеж____ запляшет под крики. 4) Тайно тебе поклоняюсь, ты могущ____ и неведом! 5) Осенний день был тускл и скуден, а воздух недвижимо жгуч____. 6) Терялся луч____ больных полуден в бескрайности сгущенных туч____. 7) Но я в тебе люблю, – что весь ты лож____. 8) Нам все казалось в ярком свете. Теперь в душе и тиш____ и тень. 9) Люблю в осенний день несмелый листвы скользящей слушать плач____, вступая в мир осиротелый пустынных и закрытых дач____. 10) Здесь будут проходы и комнаты! Здесь стены задвинутся сплош____! О думы упорные, вспомните! Вы только забыли чертёж____! 11) Из серых камней выведены строго, являли церкви мощ____ свободных сил. 12) И все в себе былую жизнь таило, иных столетий пламенную дрож____.
Такая система работы способствует созданию ситуации успеха, способствует самореализации ученика, при этом слабый перемещается в средний, средний в хороший и так далее, что ведет к повышению мотивации к обучению, развивает способности, воспитывает самостоятельность. Система «Уровневой дифференциации в обучении на основе обязательного результата» с поуровневым усвоением знаний применима практически к каждому орфографическому правилу. Есть возможность применить её и в пунктуации; в зависимости от задач количество уровней может уменьшиться или увеличиться, но это не нарушает общей концепции системы работы. Результативность педагогической деятельности. Результативность системы работы по технологии «Уровневая дифферециация обучения на основе обязательных результатов» можно определить, проследив динамику роста среднего балла на примере одного класса с 2008 по 2011год)
Для сравнения
Распространение педагогического опыта: На курсах повышения квалификации учителей при ИПКРО и ПРО делилась опытом работы по данной технологии. Системой работы заинтересовалась учитель русского языка и литературы МКОУ «Дубровинская СОШ» Ермакова Татьяна Ивановна. В течении двух лет опробирует технологию «Уровневая дифференциация в обучении на основе обязательного результата». Она отмечает следующую положительную динамику результатов:
Участие в олимпиадах:
|
Обратная связь |